Актуальные проблемы развития российской экономики и промышленности

0

Для активизации социально-экономического развития у нас в России есть все возможности. Если государство проявит волю и возглавит этот процесс, соотечественники обязательно откликнутся: нашему народу не занимать творческого начала, энтузиазма и желания реализовать свои жизненные устремления и планы, порывы души, исторически свойственные его общинно-коллективистскому духу.

Более двадцати лет Россия живёт в условиях постсоветского хозяйственного уклада, характеризующегося внедрением во все сферы общественной жизни рыночных отношений, которые основаны на принципах либеральной рыночной экономики.

Основной последнего выступает примат индивидуальных прав, инициатив и ценностей, прежде всего, ценности частной собственности.

В 1990‑е годы страна пережила разгул стихийной демократии, когда под топор «дикого капитализма» попали производительные силы и производственные отношения, прежде основанные на социалистических принципах и направленные на их реализацию. Демонтаж этих принципов продолжается в течение уже двенадцати лет XXI века.

Опыт показал, что они оказались устойчивыми, глубоко внедрёнными в хозяйственный механизм страны и, особенно, в массовое сознание, которое, как известно, является достаточно инертным. Тем временем выросло и стало экономически активным новое поколение россиян, ориентированных на западную систему прагматических ценностей.

Однако классические принципы евро-атлантического капитализма в преломлении российских общественно-экономических реалий не получили созидательной производственной направленности, не затронули в своей массе промышленную сферу и не обеспечили в ней ожидаемых позитивных перемен.

В народном хозяйстве СССР приоритетно финансировалось опережающее производство средств производства в ущерб динамичному развитию производства средств потребления и сферы услуг.

В современной России, к сожалению, ярко обозначился перекос в обратную сторону: индустрия услуг и обеспечивающие виды деятельности получили более комфортные условия роста и капитализации. Инженерно-технические профессии на долгое время стали непрестижными, уровень профессиональной подготовки в профильных вузах очевидно снизился.

Сегодня на рынке работают тысячи компаний, осуществляющих консалтинговую, инжиниринговую, инвестиционную, юридическую, страховую и прочую обслуживающую деятельность, то есть оказывают реальному сектору и населению важные услуги.

Эти компании способствуют внедрению в хозяйственный механизм отечественной экономики необходимых современных управленческих инструментов для оптимизации бизнес-процессов, выстраиванию и использованию финансовых потоков, систем менеджмента качества и многих других.

Однако владельцы и руководители промышленных предприятий довольно пассивно относятся к возможностям компаний, предлагающих внедрять современные методы управления производством. А если и соглашаются, то часто выполняют требования менеджмента формально.

В результате комплексная оптимизация не происходит, процент брака готовой продукции остается высоким, а производство в массе отечественных предприятий — весьма затратным и неэффективным. Эта проблема приобрела государственный уровень значимости, а ее решение предполагается обеспечить путём выполнения комплекса мер в соответствии с Федеральным законом № 261‑ФЗ об энергоэффективности.

Все предприятия обязаны будут провести энергетический аудит и получить паспорт. Однако в настоящее время работа по выполнению требований названного закона производящими компаниями поставлена недостаточно активно и масштабно.

Положительные примеры создания современных предприятий имеются, но их мало, притом что работают они на зарубежном оборудовании, технологиях, материалах, используют опыт иностранных специалистов по организации производства и внедрения его современной культуры.

Проблемы отечественного машиностроения, металлообработки, литейного производства, подготовки инженерных кадров неоднократно обсуждались многими авторами на страницах различных изданий.

От советских времён нам остался мощный и вполне дееспособный промышленный потенциал, который, вместе с тем, не отвечал потребностям современного развития страны, обладал неповоротливой структурой, имеющей чрезмерно милитаризованный характер.

Желание быстро перевести хозяйство страны на рыночные отношения без должного обеспечения и при попустительстве государства привело к бездумному уничтожению многих предприятий и целых отраслей промышленности (например, станкостроения), разрыву кооперативных отраслевых и межотраслевых связей.

Упорное нежелание государства вмешиваться в этот деструктивный процесс, а также убеждение либеральных экономистов и управленцев в том, что рынок всё расставит на свои места и отрегулирует наш хозяйственный механизм, привело к печальным последствиям.

Процесс модернизации всех сфер деятельности, внедрения современных методов управления, использования инновационных разработок отечественных учёных, конструкторов, изобретателей пока что пробуксовывает.

Этому во многом способствует нежелание властей учитывать особенности экономики и промышленности страны, сложившиеся производственные и социальные отношения коллективистского толка, российский менталитет с болезненным отношением к нарушению принципов справедливости. Кроме того, власти часто неоправданно прибегают к так называемому «ручному управлению», в ряде ситуаций пренебрегая этикой либеральной культуры.

Пора признаться, что в нашей стране рыночные отношения в классическом западном варианте национальной хозяйственной системе не прививаются.

В России сегодня сложилась не столько смешанная, сколько перемешанная экономика, характерная волюнтаристским подходом к управлению.

В созданном механизме «вертикали власти» отсутствует делегирование полномочий на более низкие уровни управления, сверху вниз идут команды, а снизу вверх — доклады об исполнении.

Однако и этот жёсткий механизм работает неэффективно. Отсутствует делегирование полномочий на более низкие уровни управления и координации, а значит, не возникают горизонтальные связи в деятельности структур власти.

Если рассмотреть нынешние проблемы развитых стран Европы, Азии и Америки, то кризисные явления в их финансовом секторе практически не отражаются на их промышленном и научном потенциале, который характеризуется высочайшим уровнем техники, технологии, подготовки персонала, управления бизнес-процессами и качеством продукции, умением и желанием внедрять новейшие разработки в производство.

Для России же, обладающей потенциалом во многом четвертого технологического уклада, кризис охватывает производственную базу, мешает её мобилизационной модернизации.

В стране отсутствует внятная промышленная политика с определением приоритетных отраслей и направлений развития, не сформирован обеспеченный спрос на многие виды продукции.

В подготовке кадров также нарушен системный подход: не проводится мониторинг потребностей нашего хозяйства в инженерах, управленцах среднего звена, квалифицированных рабочих, нет прогнозирования в их потребности хотя бы на десять лет.

В результате хаотически выросло число вузов, притом, что качество высшего профессионального образования упало, что особенно касается подготовки экономистов и юристов.

В ходе предвыборной кампании по выборам президента России (март 2012 года) кандидат на пост президента В. В. Путин выступил с циклом статей, которых отличал реалистичный взгляд на ситуацию в стране и видение основных путей её развития. Значит, в верхних эшелонах власти есть понимание ситуации и тревога за реальное положение дел.

За прошедшее после избрания Владимира Владимировича на очередной президентский срок время властью продемонстрировано стремление повернуть вектор развития страны в нужное направление.

Однако методы его реализации, основанные на ужесточении условий для предпринимательского и инвестиционного климата, говорят, что у нас так и не выработаны эффективные и прозрачные механизмы экономической, организационной и технологической модернизации промышленности.

Научный анализ ситуации показывает, что создание современного промышленного комплекса на основе стратегии «догоняющей» модернизации невозможно.

Исторический опыт свидетельствует в пользу выбора «пионерной» модели, реализация которой в свое время привела к возрождению разгромленных Второй мировой войной экономик Японии и Германии. Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур развивались по такой же схеме. В настоящее время такие страны, как Бразилия, Турция, Индия и другие идут тем же путём. У России нет времени на раскачку и дорогостоящие экономические и социальные эксперименты.

В качестве примера неблагоприятного развития ситуации в экономике приведём статистические данные социально-экономического развития Санкт-Петербурга за январь-июль 2012 года, в которых прослеживается ряд неблагоприятных тенденций.

По мнению Президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга А. А. Турчака, «темпы развития промышленности замедлились: это касается и относительного роста оборота промышленных предприятий, и индекса промышленного производства.

Большую тревогу вызывает тенденция снижения объёмов поставок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции Санкт-Петербурга на мировой рынок. Объёмы нашего экспорта снижаются, а импорт растёт. За шесть месяцев 2012 года экспорт из Санкт-Петербурга машин и оборудования на мировой рынок в 20 с лишним раз меньше импорта! При этом в структуре экспорта доля минеральных ресурсов достигла 70%, тогда как доля продукции машиностроения — только 7%» А-А.

К сказанному можно добавить, что за последние годы практически не наблюдается роста отечественных инвестиций в основной капитал. Это говорит о значительной утрате инвестиционной привлекательности экономики города для инвесторов, в первую очередь отечественных, из-за неблагоприятного делового климата.

Коснёмся ещё одного важного обстоятельства экономического развития страны, а именно вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)Б-Б. Этот вопрос многократно обсуждался на разных уровнях власти, бизнеса и общественных организаций.

Много копий было сломано при обсуждении всех «за» и «против» этого шага. Свершилось: Россия — член ВТО. Конечно, если мы хотим развиваться в рамках мирового сообщества, то можно рассматривать этот шаг как позитивное явление.

В ВТО участвуют страны, чей экономический уровень куда ниже, чем у России. Однако есть и определённая тревога за будущее нашей экономики. Производственный сектор отечественной экономики стал — пусть и с временными ограничениями — открыт для международного капитала и проникновения на наш рынок мощных конкурентов. Российские промышленность и банковский сектор не готовились и не готовы на равных конкурировать с транснациональными производственно-финансовыми гигантами.

Более того, промышленники не были осведомлены об условиях деятельности в рамках ВТО, не было анализа рисков, связанных с этим шагом. Финансовая система страны ещё слаба и тоже не способствует развитию промышленности, скорее, наоборот, в погоне за повышением капитализации своих активов и ресурсов она обескровливает систему промышленного потенциала страны.

Вступив в ВТО, мы должны понимать, что желание вписаться в круг передовых постиндустриальных держав должно быть подкреплено мобилизационной реиндустриализацией промышленности России в стратегических секторах и отраслях.

Серьезные риски для российской экономики в ближайшем будущем связаны с очевидной необходимостью решения энергетической проблемы, имеющей геополитический характер, на мировом инновационном уровне, и перехода ведущих экономик на альтернативные энергоносители.

В стратегическом видении проблемы можно сказать, что человечество освоит промышленное производство энергии на основе термоядерного синтеза.

В тактическом плане зависимость от добываемых углеводородных ресурсов заставляет государства, обделённые этими природными богатствами, стремиться освоить альтернативные источники возобновляемой энергии (ветер, солнце), производимое человеком биотопливо, добываемый сланцевый газ.

Нашу страну природа наградила богатыми энергетическими ресурсами. Помогая нашей экономике наполнить бюджет за счёт продажи нефти и газа, они являются нашим проклятьем, поскольку не стимулируют развивать экономику за счёт совершенствования её производственного сектора.

Заглянем в недалёкое будущее, когда, например, ведущие европейские страны обеспечат свои хозяйственные системы энергией ветра, солнца и других источников. Именно такую задачу они себе поставили, чтобы избавиться от зависимости от российской нефти и газа. Значит, существенно сократится финансовый поток в наш бюджет от продажи углеводородных видов топлива.

На что Россия будет закупать импортируемые в настоящее время машины, продовольствие, одежду и прочие товары? Промышленность и другие сферы деятельности не смогут дать необходимые для этого финансовые средства в силу своей отсталости, низкой производительности и плохого качества готовой продукции.

Современное сельское хозяйство так и не накормило страну своими продуктами питания (кроме хлеба). Комментарии излишни! Такое возможное и, скорее всего, неизбежное развитие событий на энергетическом фронте должно заставить наше государство принять срочные меры по выводу экономики из сырьевой зависимости.

Это значит, что нужен комплекс программ федерального и регионального уровней по развитию собственных производственных, научных, промышленных, сельскохозяйственных мощностей и производительных сил для вывода страны в ряды передовых стран.

Необходимо перевести экономику страны на пятый и шестой технологический уклады, для чего должна быть реализована система увязанных и всесторонне обеспеченных мероприятий в сфере финансов, кадров, модернизации, инноватики.

Однако несправедливо было бы обойти вниманием положительные сдвиги в формировании и реализации промышленной политики России, которые обеспечиваются совместными усилиями государства и заинтересованными в экономическом развитии страны общественными силами. Речь идет о формировании инфраструктуры венчурного бизнеса, сети бизнес-инкубаторов и бизнес-ангелов, содействующих привлечению отечественных и зарубежных инвестиций для коммерциализации инновационных разработок учёных, инженеров, изобретателей, и их внедрения в производство.

Другое дело, что масштабы этого процесса пока все еще оставляют желать лучшего, особенно в сравнении с аналогичными показателями, скажем, в ряде азиатских стран.

В стране реализуется и концепция кластерного подхода к активизации инновационного развития и совершенствования промышленного потенциала.

В стране создаётся государственная структура для содействия этому процессу, выделяются финансовые средства для поддержки деятельности наиболее востребованных и активно действующих кластеров.

Но впереди — еще большая работа по законодательному обеспечению их работы: необходимо оформить юридические отношения между членами кластера, особенно, когда дело касается финансирования совместных проектов в рамках отраслевых кластеров и использования полученных совместными усилиями результатов.

Для примера можно сказать о фармацевтическом кластере, работающем в Санкт-Петербурге. В городе активно развивается современная фармацевтическая наука и промышленность, привлекаются значительные финансовые средства, приобретается новейшее оборудование для производства лекарств.

Этот кластер получил федеральный статус, войдя в список кластеров, которым будет оказываться государственная поддержка, в том числе, финансовая.

Ещё один кластер в промышленности Санкт-Петербурга — кластер машиностроения и металлообработки, который на выделенные из бюджета города и привлечённые внебюджетные средства создал Центр коллективного доступа, имеющий современное оборудование и станки для механической обработки комплектующих изделий.

Члены кластера могут по приемлемой цене отдать на аутсорсинг изготовление требуемых деталей, поскольку далеко не каждое предприятие может самостоятельно приобрести дорогостоящее зарубежное оборудование и станки.

Упомянем также последний по времени учреждения кластер инжиниринга и высоких технологий, который был создан во время работы Пятого Инновационного форума (Санкт-Петербург, 26–28 сентября 2012 года). Кластер возник по инициативе и при активном участии «Инженерного клуба», который за четыре года работы стал эффективной площадкой по консультационному содействию и информационной поддержке промышленных предприятий города.

Кластер инжиниринга и высоких технологий предназначен для активизации инновационной деятельности в различных отраслях науки и техники, содействия реализации в промышленности новейших разработок, привлечению к этой деятельности вузовской и отраслевой науки, а также финансовых средств из внебюджетных источников.

Рассмотренные в данной статье проблемы, разумеется, не исчерпывают предметное поле управления, развития и совершенствования российской экономики, ее производящего сектора и практически ориентированной науки.

Их антикризисное осмысление должно быть обеспечено на государственном уровне, чтобы привести к созданию системы, способной обеспечить необратимое «пионерное» развитие страны в процессе корректировки и модернизации экономической её модели.

Очевидно, что одних усилий власти тут недостаточно: к этому движению должно активно подключаться общество, структурированно и консолидированно поддерживая экономическую политику государства.

Отрадно, что в стране идёт процесс формирования гражданского общества, медленно, но ощутимо. Возникают и действуют те институты гражданского общества, которые берут на себя выполнение ряда важных функций государственного уровня.

Это различные Союзы и Ассоциации, Трёхсторонние комиссии по социально-экономическим отношениям в регионах страны, Торгово‑промышленные палаты, отраслевые кластеры, общественные ветеранские, молодёжные и женские организации и многие другие.

Особое место в этом ряду занимает и возникший в разгар глобального финансово‑экономического кризиса «Инженерный клуб». Особый оптимизм вселяет формирование новой политической культуры — культуры взаимодействия и поиска компромиссных решений с учётом различных мнений и оценок.

Для активизации социально-экономического развития у нас в России есть все возможности. Если государство проявит волю и возглавит этот процесс, соотечественники обязательно откликнутся: нашему народу не занимать творческого начала, энтузиазма и желания реализовать свои жизненные устремления и планы, порывы души, исторически свойственные его общинно-коллективистскому духу.



Оставить отзыв