10 января 1945 года состоялся первый полёт истребителя-перехватчика Су-7 с ракетным ускорителем РД-1ХЗ

0

Су-7 (Первый) — то был первый с этим названием, опытный (а по сути дела экспериментальный) истребитель-перехватчик, модификация штурмовика Су-6 одноместного, но без бронекоробки, с теми же контурами и размерами. Построен в единственном экземпляре в 1944-м на базе Су-6. Предназначался для испытаний ЖРД.

В 1944-м интерес к созданию высотных истребителей возрос. Если в 1943-м причиной тому были полёты высотных немецких разведчиков над советской территорией, то теперь пришлось учитывать появление американских и английских скоростных высотных бомбардировщиков с гермокабинами. Таких как В-29 или высотные истребители Спитфайр XIV. Советскому авиастроению нельзя было отставать.
В письме А.С.Яковлева, датированном июлем 1944-го, со ссылкой на приказ наркома авиапромышленности, Сухому предлагалось в месячный срок разработать и представить эскизный проект высотного истребителя. Практический потолок самолёта должен был составлять 15000 метров, рабочая высота барражирования — 14000 метров с запасом вертикальной скорости на этой высоте 4 м/с. Время барражирования не менее 1,5 часов. Максимальная скорость на высоте 12000 — 14000 метров должна быть 670 км/ч. Вооружение пушка калибра 20 мм с боезапасом 120 снарядов. Необходимо было предусмотреть постановку второй пушки с тем же боезапасом. При проектировании в первую очередь необходимо было обратить внимание на обеспечение требования по потолку и времени барражирования.
В результате появился Су-7 (первый с этим названием), опытный истребитель-перехватчик, модификация штурмовика Су-6 одноместного. Силовая установка -комбинированная: двигатель — АШ-82ФН с двумя турбокомпрессорами ТАК-3 и ракетным ускорителем РД-1-Х3 В.П.Глушко. Тяга его — 300 кгс при расходе топлива (керосин и азотная кислота) 1,6 кг/с. РД устанавливался в крайней хвостовой части фюзеляжа, горючее — за кабиной лётчика. Полётная масса стала 4360 кг. Вооружение: три пушки калибра 20 мм (370 снарядов).
Самолёт был выпущен в 1944-м и проходил заводские испытания, в ходе которых отрабатывались система питания и регулировка ЖРД.

Первый полёт выполнил летчик-испытатель Комаров 10 января 1945-го. Скорость максимальная у земли была получена 480 км/ч, на высоте 7500 м — 590 км/ч без ЖРД и 680 км/ч с ЖРД и на высоте 12000 м — соответственно 510 и 705 км/ч, потолок практический — 12750 м. Продолжительность непрерывной работы ЖРД была около 4 мин, длина разбега с ним — около 300 м. Лётные испытания тормозились сильным факелением выхлопных патрубков, приводящим к обгоранию краски на бортах фюзеляжа. Все попытки устранить это явление оказались безуспешными, и в конце-концов турбокомпрессоры отключили от выхлопной системы. Ко второму этапу испытаний приступили 18 февраля, он продолжался до середины декабря. Испытания выявили ненадежность двигателей РД-1 и небезопасность их эксплуатации. В декабре 1945-го решением 18-го ГУ НКАП работы по самолёту были прекращены.

Опыт использования на боевых самолётах ВРД- и ЖРД-ускорителей в комбинации с поршневыми двигателями выявил их полную бесперспективность для массового применения. Наиболее реальным, отвечавшим требованиям дальнейшего роста высот и скоростей полёта, становился турбореактивный двигатель (ТРД).


Оставить отзыв