5 марта 1958 года совершил первый полёт советский многоцелевой самолёт Як-28

0

Поднял самолет в небо ведущий летчик-испытатель ОКБ В. М. Волков. С этого дня начались заводские испытания машины, которые проводились на аэродроме ЛИИ и завершились 4 октября.  Кроме Волкова, самолет облетали летчик-испытатель завода №30 С. Г. Петухов и ведущий пилот ЛИИ С. Н. Анохин. По сравнению с Як-26 взлетная масса нового бомбардировщика выросла до 12885 кг (при нормальной бомбовой нагрузке 1200 кг и запасе горючего 3200 кг). На форсаже удалось набрать 10000 м за 3,5 мин и достичь максимальной скорости 1500 км/ч.  Летчики отмечали вполне удовлетворительную устойчивость и управляемость, хорошие взлетно-посадочные характеристики (разбег и пробег составляли от 850 до 950 м). Перекомпоновку носовой кабины одобрили не только заводские пилоты, но и штурманы ЛИИ. В процессе испытаний для улучшения продольной устойчивости у корня крыла и в хвостовой части фюзеляжа установили аэродинамические гребни. Кроме того, по аналогии со вторым опытным Як-27Р удлинили законцовки крыла, которые стали выступать за балансиры-обтекатели крыльевых опор.
Як-28 был построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Крыло стреловидное. Шасси велосипедного типа с 2 дополнительными опорами на законцовках крыла. Силовая установка состояла из 2 ТРД Р-11-300 различных модификаций, расположенных в мотогондолах под крылом. Запас топлива размещался в 6 топливных баках. Под крылом могли подвешиваться 2 ПТБ. Самолёт мог нести бомбы калибра от 100 до 1500 кг во внутреннем бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 23-мм пушки НР-23 (боекомплект 50 патронов). В 1964 году она была заменена двухствольной пушкой ГШ-23Л.

В 1960 году на базе Як-27К и Як-28 был создан новый двухместный сверхзвуковой перехватчик Як-28П. Он предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днем и ночью при любой погоде.
Производство Як-28 продолжалось до 1974 года. Всего было изготовлено 737 самолётов Як-28 различных модификаций, кроме перехватчиков. Бомбардировщик стоял на вооружении до середины 70-х годов, после чего стал заменяться на Су-24.Один Як-28Л в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино. Як-28ПП имеется в авиационном музее в Киеве. Як-28 установлен в качестве памятника у проходной Иркутского авиазавода.



Оставить отзыв