Предпосылки реализации проекта
Согласно исследованию компании McKinsey , дефицит профессиональных навыков является одной из шести основных причин низкой производительности труда в России.
В промышленности наблюдается, по выводам исследования Гимпельсона , «почти тотальный дефицит человеческого капитала, то есть нехватка людей, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией и навыками».
Данные выводы подтверждаются результатом опроса бизнесменов, проведенного ВЦИОМ (рис. 1). Согласно данному исследованию, большинство респондентов ощущают угрозу нехватки профессиональных кадров.
Л.В. Иваницкий отмечает основные причины сложившейся ситуации:
- существенно ослаблена профессиональная школа,
- отсутствует система развития персонала предприятия,
- разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом (рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны).
Возросшая потребность в специалистах нового профиля, работников новых профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков, в том числе зарубежных. По данным опроса руководителей, приведенным О.А. Колесниковой и Р.В. Рывкиной , такие мероприятия вызвали на 70% предприятий дополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе способных обслуживать появившееся технологическое оборудование. Более двух третей работодателей заявляли о повышении спроса на специалистов нового профиля. Кроме того, на большинстве обследованных предприятий (92%) растут требования к уровню профессиональной квалификации работников.
Однако, при этом, только 33 % российских предприятий предоставили своим квалифицированным рабочим формальное обучение в течение года. По данному показателю Россия существенно отстаёт даже от стран Восточной Европы: в Польше, например, данный показатель составляет 47%, в Чехии – 62%, в Словакии – 80% .
Исходя из вышесказанного, в настоящее время, модернизация системы профессионального образования и переподготовки должна стать в ряд наиболее приоритетных задач развития отечественной промышленности.
Обобщая недостатки и опыт инновационного развития передовых стран мира, потенциал образованности в инновационной сфере можно увеличить, формируя инновационную восприимчивость через профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Это позволит решить задачи:
- Нейтрализации неуверенности бизнеса в будущем, за счет выработки новых компетентностей руководителей и персонала;
- Формирования эффективных долгосрочных моделей развития бизнеса в РФ;
- Формирования плацдарма для инновационного развития ПК.
В результате естественным образом рождается идея нового проекта – создание на основе государственно-частного партнерства Центра инженерно-технических компетенций (Центр ИТК), реализующего систему комплексной непрерывной профессиональной подготовки руководителей и специалистов для промышленных предприятий по информационным, инженерным, техническим, экономическим направлениям на основе специализированных учебных программ.
Центр инженерно-технических компетенций, должен работать в области инновационного развития промышленности, принимая участие и содействуя:
- Обмену мнениями между участниками рынка Инноваций;
- Созданию разнопрофильных инновационных центров;
- Выявлению инновационных идей;
- Привлечению инвесторов;
- Обучению кадров;
- Созданию инфраструктуры для инноваций.
Дискуссии