Зал инженерной славы

Доменико Трезини(Андрей Трезин) Доменико Трезини (Андрей Трезин)

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

По проектам Трезини заложены Кронштадт (1704)и Александро-Невская лавра (1717), в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец ПетраI в Летнем саду(1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708,каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий(1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове.

 

Ви́лим Ива́нович де Ге́ннин (Георг Вильгельм де Ге́ннин) Ви́лим Ива́нович де Ге́ннин (Георг Вильгельм де Ге́ннин) — российский военный и инженер немецкого (по некоторым источникам — голландского) происхождения, генерал-лейтенант (с 1728 года), друг и соратник Петра Великого, специалист в области горного дела иметаллургического производства.

С 1713 года де Геннин комендант Олонецких заводов под Петрозаводском, которые под его руководством стали крупнейшим промышленным комплексом по производству вооружения в России. В больших масштабах под его руководством развивается металлургическое и металлообрабатывающее производства. Там же в 1714 году он поддержал создание первого российскогокурорта «Марциальные воды», организовав строительство санатория в 1717—1718 году у источника «На Олонце», который в 1719 году посетил Пётр I. Здесь де Геннин показал себя в качестве геолога рудознатца.

Аки́нфий Ники́тич Деми́дов Аки́нфий Ники́тич Деми́дов — русский предприниматель из династии Демидовых, сын Никиты Демидова, основатель горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири, в том числе Суксунского завода.

Акинфий Демидов продолжал развивать инфраструктуру между своими заводами, расчищать речные пути, прокладывать дороги, строил новые заводы, в три раза расширив свои владения. Основывая новые заводы, он преследовал не только личные, но и государственные и общенародные интересы. Так, первая в России косная фабрика на Среднем Урале была построена им «для славы Российской империи и всенародной пользы». Помимо традиционных железа, чугуна и меди, он начал добычу и обработку малахита и магнита, а также асбеста, или горного льна.

Хотя он построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий, главным делом для него был Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам. Это предприятие существует и сегодня. В 1725 году здесь была пущена первая домна, в то время крупнейшая в мире. У Демидовых за полвека продукция чугуна выросла почти в пять раз. К концу жизни Акинфий Никитич имел 25 заводов, на которых было занято 23755 душ мужского пола (в среднем по 1000 человек на 1 завод).

 

Василий Треттер (Вильгельм фон Треттер) Василий Треттер (Вильгельм фон Треттер) — В истории архитектуры Петербурга Треттер известен как родоначальник столетней эпохи немецких архитекторов, железного мостостроения, а также введения в практику строительства инженерных методов расчёта прочности конструкций.

Это были мосты, построенные при участии инженера В. А. Христиановича через Фонтанку: Пантелеймоновский (1823—1824) и Египетский (1825—1826). А также Почтамтский (1823—1824) — через Мойку и Банковский (1825—1826) и Львиный (1825—1826) — через Екатерининский канал. При этом Почтамтский мост представляет собой образец металлического сооружения, созданного в неискажённом классицистическом стиле и является образцом лёгкости и элегантности. Это оказалось возможным благодаря смелому решению Треттера понизить высоту береговых опор, что вызвало возникновение чрезвычайно больших напряжений в несущих цепях,[1] настолько больших, что до недавнего времени (до проведения ремонта моста) в целях безопасности мост опирался на быки, стоящие на дне реки Мойки.

При постройке Пантелемоновского моста проводились испытания материала конструкций на прочность, что стало началом применения в строительстве новой науки — сопротивления материалов. В отличие от применявшихся на Западе массивных береговых устоев, Треттер делал порталы в виде ажурных арок, справедливо полагая, что таковые обладают «элегентностью, которую нельзя достичь при других существующих системах».

Фигуры львов и грифонов, маскирующие металлические конструкции сохранившихся пешеходных мостов, выполнены скульптором П. П. Соколовым. Треттер является и автором трёхколенного моста в месте стыковки Екатерининского канала и Мойки.

 

Христофор Антонович Миних

 

Христофор Антонович Миних -имел немецкое происхождение, но его военные и государственные дарования проявились в России, которой он долго и ревностно служил как своей второй родине. Вошёл в русскую историю как выдающийся военный и хозяйственный деятель, непобедимый фельдмаршал, продолжатель дела Петра I.

Успешная деятельность Миниха по устройству судоходства на Неве, прокладке дорог, строительству Балтийского порта, проведению первого обходного Ладожского канала в 1723—1728 годах принесла ему глубокое уважение царя. В 1722 году он был произведён в генерал-лейтенанты, в 1726 году, уже при Екатерине I, — в генерал-аншефы, удостоен ордена Святого Александра Невского

Именно Миних, как талантливый инженер-гидротехник доказал невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и убедил царя перенести загородную резиденцию в Петергоф, так как в случае реализации фонтанного комплекса в Стрельнинской резиденции территории в десятки квадратных километров грозило бы затопление.

Минихом была проведена колоссальная работа по качественному совершенствованию русской армии, крепостного хозяйства и тыла. Огромная созидательная деятельность Миниха касалась также укрепления государственной системы Российской империи.

Роль фельдмаршала графа Миниха в войнах XVIII века и вообще в военной истории России очень высока. Под командованием фельдмаршала русская армия впервые вторглась в Крым и, успешно и практически без потерь отразив и рассеяв орду крымского хана на его же территории, взяла столицу ханства Бахчисарай и сожгла его.

Миних впервые в истории России победил в открытом полевом сражении турецкую армию, которую в Москве очень боялись и уважали, особенно после Чигиринских походов. Миф о непобедимости турок особенно сильно засел после неудачного Прутского похода Петра. Миних же в битве при Ставучанах обратил в бегство превосходящую его армию сераскира Бендерского Вели-паши. Это была первая настоящая победа русских над турками, положившая начало победоносных войн России с Портой, и именно фельдмаршал Миних первый положил начало этой странице русской боевой славы.

 

Николай I- Всероссийский император

 

Николай I Император-инженер

Получив в молодости хорошее инженерное образование, Николай I проявил изрядные знания в области строительной техники. Так, он сделал удачные предложения в отношении купола Троицкого собора в Петербурге. В дальнейшем, уже занимая высшую в государстве должность, он внимательно следил за порядком в градостроительстве и ни один значительный проект не утверждался без его подписи.

Им был издан указ, регламентирующий высоту частных зданий в столице[58]. Указ ограничивал высоту любого частного здания шириной улицы, на которой это здание строится.. Тем самым была создана известная, и существовавшая до последнего времени Петербургская городская панорама.

Зная требования к выбору подходящего места для строительства новой астрономической обсерватории, Николай лично указал место для неё на вершине Пулковской горы.

В России появились первые железные дороги общероссийского масштаба, в том числе Николаевская железная дорога. Вероятно, что Николай I впервые ознакомился с технологиями паровозостроения и строительства железных дорог в возрасте 19 лет во время поездки в Англию в 1816 году, где будущий император посетил железную дорогу инженера Стефенсона[6.

Николай I, детально изучив технические данные предполагаемых к строительству железных дорог, потребовал расширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе), исключив тем самым возможность доставки вооружённых сил потенциального противника вглубь России.. Это через сотню лет существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск и их манёвр из-за нехватки локомотивов для широкой колеи. составлял только 23 эшелона, когда для развития успеха требовалось 70.

Уже в декабре 1827 года по указанию Императора были начаты работы по замене деревянных укреплений на каменные. Николай I лично рассматривал проекты предлагаемых инженерами укреплений и утверждал их. А в некоторых случаях (например, при строительстве форта«Император Павел Первый»), делал конкретные предложения, позволяющие удешевить и ускорить строительство.

Император внимательно подбирал исполнителей работ. Так, он покровительствовал ранее малоизвестному инженер-капитану Иосифу Заржецкому, ставшему главным строителем кронштадтских Николаевских доков. Работы были проведены своевременно, и к моменту, когда наБалтике появилась английская эскадра адмирала Нэпира, оборона столицы, обеспеченная сильными укреплениями и минными банками, стала настолько неприступной, что первый лорд адмиралтейства Джеймс Грэхем указал Нэпиру на гибельность любой попытки захвата Кронштадта. В результате петербургская публика получила повод для развлечения путём выезда в Ораниенбаум и Красную Горку для наблюдения эволюций вражеского флота. Созданная при Николае I впервые в мировой практике минно-артиллерийская позиция оказалась непреодолимой преградой на пути к столице государства[63].

Николай I, сознавая необходимость реформ, считал их проведение делом длительным и осторожным. Он смотрел на подчинённое ему государство, как инженер смотрит на сложный, но детерминированный в своём функционировании механизм, в котором всё взаимосвязано и надёжность одной детали обеспечивает правильную работу других. Идеалом общественного устройства была полностью регламентированная уставами армейская жизнь.

 

Станислав Валерианович Кербедз

Станислав Валерианович Кербедз — окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Последние годы жизни провёл в Варшаве. Похоронен на кладбище Повонзки.
Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (сооружён в 1843—1850 годах).
Металлический железнодорожный мост через реку Лугу Петербурго-Варшавской ж. д. (1853—1857 годы).
Мосты на Петербурго-Варшавской железной дороге через реки Великую и Западную Двину (проект 1853 г.; не осуществлены из-за передачи строительства французам).
Автор проекта Морского канала (от Кронштадта в Санкт-Петербург)
Александровский мост через Вислу в Варшаве (1858—1864 гг.)

Аманд Струве Аманд Струве — военный инженер, предприниматель, специалист в области мостостроения. Инженер-генерал-лейтенант,строитель множества железнодорожных мостов иЛитейного моста в Петербурге; построил первую постоянную линию электро-трамвая в России
Августин Бетанкур Августин Бетанкур  — испанский, затем российский государственный деятель и учёный,генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатортранспортной системы Российской империи. политехник, основатель Гознака, строительМосковского Манежа и Нижегородской ярмарки, разработчик первого в мире крупного железного купола (Исаакиевский собор)
Иван Алексеевич Вышнеградский1831-1895г.г Иван Алексеевич Вышнеградский — механик и станкостроитель, основоположник теории автоматического регулирования, впервые произвёл расчёт центробежного регулятора; предприниматель-миллионер и министр финансов, основоположниктеории автоматического регулирования
Евгений Оскарович Патон Евгений Оскарович Патон — советский учёный-механик и инженер, работавший в области сварки,мостостроения и строительной механики. Руководитель Института электросварки, который с 1953 года носит его имя. Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии.

Евгений Оскарович Патон известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов (в частности, им сформулированы принципы расчёта и построения клёпаных мостов). Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50 проектов железных клёпаных мостов.

 

Владимир Дмитриевич Кузнецов Владимир Дмитриевич Кузнецов — создал теорию и первые в мире практические методы скоростного резания металлов, впервые в мире применил отрицательные передние углы резца для скоростного резания
Соколов Соколов Тарас Николаевич — создатель лучшего в мире копировального станка, разработчик системы управления Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН), участник создания первых космических систем управления
Владимир Иванович Дикушин Владимир Иванович Дикушин — 40 лет возглавлял советское научное станкостроение, создал первые советские агрегатные станки и линии, внедрил станки с ЧПУ, построил первый автоматизированный завод поршней
Александр Леонович Кемурджиан Александр Леонович Кемурджиан — создатель первых в мире планетоходов («Луноход-1» и марсоход ПРоП-М), разработчик специальных роботов-ликвидаторов аварии на ЧАЭС
Генрих Осипович Графтио Генрих Осипович Графтио — российский инженер-энергетик, , строитель первыхгидроэлектростанций в СССР, создатель сети электротрамвая в Петербурге, строитель первых советских ГЭС, основоположник электрификации железных дорог СССР

 

Александр Николаевич Комаровский Александр Николаевич Комаровский — строитель канала имени Москвы, Жигулевской ГЭС, Челябинского меткомбината, высотки МГУ, первой в мире АЭС, комбината «Маяк» и атомного центра Челябинск-40

 

Владимир Иосифович Векслер Владимир Иосифович Векслер — основоположник советской ускорительной техники, создатель синхрофазотрона, один из создателей синхротрона, автор идеимикротронаВ 1960 году на этом ускорителе он вместе со своими помощниками и коллегами открыл новую элементарную частицу — анти-сигма-минус-гиперон и всесторонне изучил процессы рождениястранных частиц, вызываемые π-мезонами.

Векслер предложил принцип когерентного ускорения частиц. В 1956—1957 годах заложил основы коллективных методов ускорения частиц и был одним из пионеров метода их ускорения с помощью плазмы. Создал свою научную школу в области физики ускорителей.

В честь Владимира Векслера Российская академия наук учредила научную Премию имени В. И. Векслера (1994).

 

Сергей Яковлевич Жук Сергей Яковлевич Жук — строитель Беломорканала и канала имени Москвы; Угличской, Рыбинской и Иваньковской ГЭС; Волго-Донского канала и Цимлянской ГЭС (Единая глубоководная транспортная система).Один из инициаторов знаменитого проекта по Повороту сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.

Внёс крупный вклад в создание профессиональной школы советских гидротехников

 

Щёголев Глеб Степанович Щёголев Глеб Степанович — создал крупнейшие в мире гидротурбины для более чем 50 советских ГЭС, а также для Асуанской ГЭС в Египте, ГЭС Джердап на Дунае и ГЭС Дженпег в Канаде


Страницы: 1 2 3